Получить техкарту по-прежнему предлагают удалённо. С 27 июля в России введена уголовная ответственность за «левый» техосмотр. Организация этой процедуры (то есть «рисование» диагностических карт казенного образца) без аккредитации Российского союза автостраховщиков (РСА) — теперь настоящее преступление: незаконная предпринимательская деятельность, наказание за которую — штраф до 300 тысяч рублей, или обязательные работы до 480 часов, или 6 месяцев ареста. «МК» выяснил, что изменится в сфере техосмотра после такого ужесточения ответственности.

Даже если в частном гараже провели настоящий инструментальный осмотр машины (ну вдруг!), но аккредитации РСА у данного сервиса нет — мастер, выдавший диагностическую карту, идет под суд. С одной оговоркой: поправка в ст. 171 УК РФ, включающая операторов ТО в список потенциальных незаконных предпринимателей, работает «в случаях причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, а также в случаях, связанных с извлечением крупного дохода». Такое нововведение появилось в УК ради того, чтобы диагностические карты, необходимые в первую очередь для оформления полиса ОСАГО, не оформлялись неаккредитованными лицами и фирмами.

— Пока что все делаем по-старому, — сообщили «МК» 27 июля в офисе одной из крупных российских страховых компаний. — Диагностическая карта обойдется в 3000 рублей сверх стоимости полиса. Занесение в базу данных РСА предусмотрено, показывать машину не нужно. Если есть сомнения в работоспособности тех или иных агрегатов, настоятельно рекомендуем обратиться в официальный дилерский сервис.

Отметим, что процесс организуется с привлечением аккредитованных при страховой компании сервисов, частью работы которых является как раз «рисовка» диагностических карт. Процедура осмотра ужесточается государством практически ежегодно — так, в последние годы требуется фотофиксация автомобиля на ТО. Однако при оформлении полисов (и диагностических карт) через агентов, как правило, можно договориться о том, чтобы автомобиль не показывать. Благо и сами страховые компании, и аккредитованные сервисы не горят желанием делать все по-настоящему: задайте вопрос о том, как получить «честную» диагностическую карту, — увидите в глазах агентов искреннее удивление.

— Аккредитация при РСА для нас лишняя головная боль, так что у нас ее нет и не будет, — рассказывает директор крупного сервиса по ремонту японских автомобилей. — В теории у нас есть все необходимое оборудование, мы можем выдавать диагностические карты. Но теперь, даже если кому-то из наших клиентов приспичит, и он очень попросит, — не будем, потому что уголовное дело нам не нужно. Но вообще-то за несколько лет никто за такой картой не обращался: вместо нее для истории автомобиля просят сделать распечатки из сервисной книжки. А тем, кто у нас не обслуживается, и вовсе проще купить эту карту и не париться.

— Теоретически диагностическая карта государственного образца должна независимо от сервиса и страховщика гарантировать исправность автомобиля, — поясняет Дмитрий Юшин, около 20 лет занимавшийся импортом подержанных машин из Европы. — Так обстоят дела во многих европейских странах, причем, скажем, в Германии знак TÜV принадлежит не государству, а специально созданной для этого фирме, представители которой работают не только на пунктах техосмотра, но и на фирменных сервисах, — так что в установленные дни можно сдать техосмотр там же, где обслуживаешь машину. И главным рычагом, заставляющим соблюдать эти нормы, становятся не штрафы, а невозможность оформления страховки без честно пройденного TÜV. Здесь и содержится самая большая разница между европейскими и российскими процедурами: наши страховщики иной раз сами настаивают на нарушении порядка техосмотра.

— Техосмотр без аккредитации вообще-то и раньше был в принципе невозможен, — отмечает лидер автоправозащитного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Дело в том, что данные по ТО загружаются в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). У неаккредитованных сервисов там попросту нет аккаунта и доступа. Поэтому такая деятельность и раньше могла трактоваться как мошенничество, но я, честно говоря, ни разу не слышал, чтобы кто-то этим занимался: получить аккредитацию в РСА достаточно легко. Так что наказание ничего не изменит, потому что в этом месте нет проблемы.

По словам Шкуматова, основная проблема состоит в самой процедуре техосмотра: для частных легковых автомобилей она давно превратилась в бессмысленную процедуру, своего рода еще один налог на автовладельцев. «Сам ТО физически не может определить ряд неисправностей, в том числе и тормозной системы, просто из-за отсутствия соответствующего оборудования на пункте ТО, — отмечает эксперт. — А если оборудовать пункт ТО подъемником, то чем он будет отличаться от сервиса? Может быть, имеет смысл совместить эти две процедуры или вообще отменить ТО для легковых автомобилей, которые младше определенного возраста?»

Иными словами, пока страховые компании разрешают приобретать у них полисы ОСАГО без фактического прохождения техосмотра — а они пока что разрешают это делать, — для обычных автолюбителей проблема имеет лишь теоретическое значение. Впрочем, практически все сотрудники сервисов, опрошенные «МК», уверены: тарифы за диагностические карты в ближайшее время подрастут. Страховые агенты этого также не исключают.

Благодарим ЗАО «Агентство страховых новостей (АСН)»