Роскосмос из-за дефицита финансирования вынужден отказаться от страхования выводимых на орбиту спутников. По мере разворачивания пусковой кампании этого года Федеральное космическое агентство не объявило пока ни одного конкурса на право страхования ракет, космических аппаратов и сопутствующих рисков.

— Из запланированных на этот год 25 пусков застраховано только шесть, причем это те пуски, которые были перенесены с прошлого года, — рассказал «Известиям» вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров. — По остальным стартам у нас никакой информации нет, Роскосмос о своих планах не сообщает.

Страхование космической техники обычно осуществляется заблаговременно: нормальной считается практика, когда полис оформлен и оплачен за месяц до старта. 

Конкурс на право застраховать грузовой корабль «Прогресс МС-02», стартующий 31 марта 2016 года, был объявлен в декабре прошлого года. С тех пор тендеров не было, и в Роскосмосе не смогли пояснить, когда их планируется объявить. По ранее опубликованной информации, в I квартале этого года Роскосмос планирует осуществить шесть запусков. 

Представитель одной из крупнейших страховых компаний отметил, что Роскосмос стремится по-прежнему обеспечивать страховыми полисами коммерческие запуски, но делает это в своеобразном «авральном» стиле. 

— Полис на ракету «Протон» со спутником Eutelsat 9B (старт осуществлен 30 января. — «Известия») был оформлен за день до пуска, — рассказал страховщик. — А ракету «Рокот», которая 16 февраля стартует с космодрома Плесецк со спутником Sentinel 3A, захотели застраховать менее чем за неделю до запуска. Таких случаев раньше не было. 

По словам информированного источника в Роскосмосе, основная причина заморозки страховой компании — это задержка с принятием Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. Принять ее планируется в марте, а до тех пор предусмотренные в ней мероприятия не финансируются. 

— На деле это означает, что предприятия вынуждены выкручиваться сами, поскольку речь не может идти о том, например, чтобы РКК «Энергия» перестала делать космические корабли для доставки космонавтов на МКС, — пояснил собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Это значит, что предприятие возьмет коммерческий кредит и на эти деньги будет строить корабли. В этом плане страхование ракет и спутников — не главная проблема. Мы сейчас вынуждены заниматься тем, чтобы люди на предприятиях по-прежнему без перерывов получали зарплату. 

В прошлом году Роскосмос застраховал всю пусковую программу «оптом»: запуски 2015 года были застрахованы альянсом СОГАЗа и «Ингосстраха» на 3 млрд рублей. Страховая сумма по тому договору составила 33,1 млрд рублей. В этом году было решено страховать пуски по отдельности. 

Недостаток средств на страхование космической техники может вернуть нас в ситуацию недалекого прошлого, когда ракеты и спутники страховались изредка, в основном при коммерческих запусках. Разговоры о том, что нужно страховать все пуски, начались в 2010 году, после того как «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» не вышел на орбиту, утонув в Тихом океане. Вопрос с выделением субсидий на страхование космических аппаратов и ракет был урегулирован только к 2014 году — с этого времени действительно стали страховать все, что взлетает, за исключением аппаратов военного назначения. 

В то же время Роскосмос при написании проекта концепции страхования космических рисков в конце 2014 года предлагал отказаться от обязательного страхования всех запусков, выполняемых за счет госсредств. И эта идея нашла поддержку в Минфине, где посчитали, что обязательное страхование за госсчет всех запусков в рамках ФКП не стимулирует снижение рисков и повышение надежности техники. 

Если смотреть на статистику отказов в 2015 году, то эксперты из Минфина оказываются правы: повышения надежности техники не наблюдается, скорее наоборот — бьются рекорды по аварийности. Пять подтвержденных космических аварий за год, четыре из которых стали страховыми случаями («Протон» с мексиканским спутником, «Прогресс» и два отказавших на орбите зарубежных спутника российского производства — EgyptSat 2 и AMOS 5), — это рекордные показатели для российской космической отрасли. 

Из-за нескольких аварий, случившихся с нашими ракетами и спутниками в прошлом году, страховой рынок набрал убытков «под завязку», что создало российским страховщикам проблемы на перестраховочном рынке: к концу года примерно треть мировых игроков страхового рынка отказывалась работать с российскими проектами. 

Благодарим ЗАО «Агентство страховых новостей (АСН)»